Заказать звонок
Применение и модернизация методов оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи, в списке которых лапароскопическая хирургия, это одно из первенствующих направлений развития здравоохранения России. Пройдет еще несколько лет, и в абдоминальной хирургии лапароскопическим методом будет выполняться большая часть операций. Поэтому в современной хирургии в наше время одним из главных методологических вопросов является оптимизация процесса обучения лапароскопии.
Лапароскопия к хирургам предъявляет довольно высокие требования. Каким бы не был опытным хирург, выполняющий традиционные вмешательства, он не может сразу проводить лапароскопические операции, поскольку сначала должен пройти соответствующую подготовку. К довершению всего, не до конца определена методика обучения лапароскопии. В основном лапароскопические хирурги просто повторяют действия врачей, обладающих большим опытом в проведении лапароскопических вмешательств. Такой способ обучения не достаточно эффективен.
Процесс подготовки лапароскопического хирурга весьма длительный и кропотливый. Во время обучения врач должен приобрести необходимые мануальные навыки. Лапароскопические хирурги получают и развивают свои умения на этапе послевузовского образования. Но изолированный тренинг в морге или виварии не всегда возможно провести. Причины этому разные: этического, организационного и экономического характера. Решение данной задачи стало главным призванием специальных образовательных центров, кафедр медицинских ВУЗов и отделений научных институтов, которые могут целенаправленно обучать технике проведения лапароскопической операции.
В 2012 году Кроссовичем М.А., Свистуновым А.А., Грибковым Д.М. и Шубиной Л.Б. была разработана концепция обучения лапароскопической хирургии в системе послевузовского профессионального образования врачей.
В рамках концепции обучение лапароскопических хирургов предложено разделить на три этапа: прохождение модуля для отработки базовых навыков, занятия в виварии, работа в операционной. Основная идея концепции – применение виртуальных симуляторов и эндоскопических боксов во время проведения обязательного тестового контроля.
Первый этап: курсанты проходят модуль для отработки базовых навыков (учатся управлять лапароскопом и инструментами, фиксировать и перемещать объекты, клипировать и пересекать тубулярные структуры, координировать работу обеих рук). Для этих целей используется обучающее оборудование типа тренажер для отработки практических умений в эндохирургии фирмы LTS, виртуальный симулятор для отработки практических умений в эндоскопии, фирмы Honglian. На вводном занятии разъясняются все упражнения в деталях, ставится четкая учебная цель, разбираются возможные ошибки и обращается внимание курсантов на самые важные моменты. Методические рекомендации прохождения модуля предлагается сделать в формате видеопрезентации. Для того чтобы курсантам было легче понять и запомнить основные принципы эндохирургии, их сформулировали в виде коротеньких лозунгов: «Держи горизонт!», «Не роняй!», «Не рви ткани!», «Меняй инструменты!», «Тренируй обе руки!», «Используй весь арсенал!» и др.
Каждому лозунгу в презентации соответствует слайд с самыми распространенными ошибками, которые допускаются во время исполнения определенного элемента, и слайд с примером правильного выполнения. В ходе презентации все правила и рекомендации озвучиваются инструктором или преподавателем. Также слайды с лозунгами распечатываются на плакаты и вешаются у каждого тренажера, как наглядное пособие. Так как система регистрации результатов выполнения манипуляций на тренажере не позволяет в полной мере оценить, насколько качественно курсант следовал всем правилам и рекомендациям, необходимо проведение серии занятий (пять по два часа каждое). На первом определяется исходный уровень подготовки: компьютер тренажера фиксирует каждое движение будущего лапараскописта и сводит данные в таблицу. Так курсант видит, сколько он потратил времени на выполнение того или иного задания, насколько безопасной была операция, насколько результативными и эффективными были его движения. Каждое занятие проходит под контролем преподавателя. Заключительное занятие проводится в «экзаменационном» режиме. Студенты с хорошими результатами могут приступать к работе в виварии.
Второй этап: виварий, где курсанты учатся выполнять лапароскопические операции на свиньях (органы их брюшной полости лучше всего по размерам соответствуют человеческим), адаптируя навыки, полученные на тренажерах, к реальным условиям. Занятия в виварии также позволяют преодолеть психологический барьер.
Третий этап: работа в операционной. Работать в условиях хирургического отделения курсанта целесообразно допускать только после прохождения первых двух этапов. В операционной опытный преподаватель контролирует все действия лапароскописта, комментирует их и помогает оперировать.
Один из самых важных плюсов новой концепции – существенно сокращается время освоения практических навыков. Это происходит благодаря скорому и продуктивному набору «летных часов». В результате молодой хирург в самые короткие сроки проходит начальный период своей самостоятельной работы, не причиняя вреда ни себе, ни своим коллегам, ни, самое важное – пациентам. Обучение в учебных центрах с применен&